1 февраля — день рождения организатора и первого ректора ПГУПС Августина Бетанкура
1 февраля 2021 года исполняется 263 года со дня рождения организатора и первого ректора ПГУПС Августина Бетанкура.
Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделярия де Бетанкур и Молина родился в 1758 году в городе Пуэрто-де-ла-Крус на острове Тенерифе. Он получил блестящее инженерное образование, после которого был направлен испанским правительством в страны Западной Европы для обозрения систем судоходства, каналов, паровых машин, гидравлики.
Авгутин Бетанкур приехал в Россию в 1808 году, и уже 20 ноября (2 декабря по новому стилю) 1809 в соответствии с Высочайше утвержденным Манифестом было организовано самостоятельное ведомство — Управление водяными и сухопутными сообщениями. Этим же Манифестом учреждены Корпус инженеров путей сообщения и Институт Корпуса инженеров путей сообщения (сегодня — ПГУПС). Первым ректором (инспектором) Института Корпуса инженеров путей сообщения и был назначен Августин Августинович Бетанкур. Институт стал основой транспортной науки в стране, оказал большое влияние на развитие всей системы высшего технического образования в России. Разработанные Бетанкуром программа и учебные планы предусматривали одновременную научную, инженерную и специальную подготовку, что было нововведением для России и в целом передовым для того времени.
Жажда открытий, знаний всю жизнь толкали Бетанкура к постижению нового. С его именем связывают начало бурного развития инженерной мысли в России. Творения и достижения этого незаурядного человека в строительстве дорог и мостов, проектировании и создании механизмов для различных отраслей промышленности, сооружении крупных инженерных и гражданских комплексов, становлении высшего технического образования вызывают огромный интерес и уважение. За годы своей службы в России Бетанкур приложил много организаторских усилий и инженерного таланта для превращения России в передовую в техническом отношении страну.
По его проектам была выполнена защита Твери от разлива Волги (1811), создана оригинальная механическая многоковшовая землечерпалка с паровой машиной для очистки русла рек и каналов (1812), построен первый в Петербурге постоянный деревянный арочный мост через Малую Невку (1813), переоборудован Тульский оружейный завод с установкой паровых машин (1814), реконструирована Императорская Александровская мануфактура (1814). Под руководством Бетанкура создана специальная комиссия по строительству Обводного канала в Петербурге (1814), построен паровой лесопильный завод на Охте в Петербурге (1816), Казанский пушечно-литейный завод (1816), Манеж в Москве (1817), Петербургская экспедиция заготовления государственных бумаг (ассигнаций) (1818), Мосты на Московском шоссе, а также в Туле и Петергофе (1813-1822), Исаакиевский наплавной мост в Петербурге (1821) и многие другие инженерные сооружения. Именно Августин Бетанкур поручил чертежнику Комитета Огюсту Монферрану подготовить варианты перестройки Исаакиевского собора. Сам руководил технической частью строительства, производил расчёт конструкций, разрабатывал проекты механизмов и лесов для подъема колонн Собора. На основе совместной работы с Бетанкуром, приобретенного опыта и знаний, Монферран впоследствии создал систему механизмов, с помощью которой установил в 1832 году Александровскую колонну на Дворцовой площади в Санк-Петербурге.
Свою инженерную деятельность Бетанкур мыслил как способ преобразования жизненной среды человека посредством применения техники, а создание машин — как техническое, художественное и социальное творчество. Ему было чуждо примитивное служение сиюминутной выгоде. На инженерное дело Бетанкур распространил принцип известного римского архитектора и инженера второй половины I в. до н.э. Витрувия, автора трактата «Десять книг об архитектуре»: прочность, польза, красота. Неслучайно инженерно-технические сооружения Бетанкура являлись не только плодом инженерного труда, но и произведениями искусства.
Жизнь этого удивительного человека была недолгой, но яркой и очень насыщенной. Августин Бетанкур был выдающийся инженер планетарного масштаба, успел сделать многое и оставил после себя огромное наследие. Его творения и память о нём живы и будут радовать ещё многие и многие поколения.